Р У С С К А Я   П Р А В О С Л А В Н А Я   Ц Е Р К О В Ь   (М О С К О В С К И Й   П А Т Р И А Р Х А Т) 
М О С К О В С К А Я   Е П А Р Х И Я
В И К А Р И А Т С Т В О   Н О В Ы Х   Т Е Р Р И Т О Р И Й   Г. М О С К В Ы
И Л Ь И Н С К О Е   Б Л А Г О Ч И Н И Е

ХРАМ
ИКОНЫ  БОЖИЕЙ  МАТЕРИ
"НЕУВЯДАЕМЫЙ  ЦВЕТ"
В  МОСКОВСКОМ





Об иконе

Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» — один из почитаемых образов Богоматери в Русской Православной Церкви. Практически каждая икона имеет свое происхождение и свою историю. И самыми интересными и необычными считаются рассказы о древних образах, которые к тому же не раз творили чудеса. Именно таковой и является икона Пресвятой Богородицы "Неувядаемый цвет". Его создание относят к XVII веку на Афоне.

Литературной основой образа являются тексты византийских акафистов, в которых Дева Мария (а ровно и Христос) сравнивается с неувядаемыми и благоуханными цветами. Художественный элемент сформировался под влиянием западной традиции иконографии.

Иконы «Богоматерь Неувядаемый Цвет» чрезвычайно разнообразны, что характерно для иконографии позднего происхождения. При этом в них есть одна обязательная деталь — цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь. Иногда на этих иконах есть пространные надписи. Чаще всего Мария и Младенец на иконах «Богоматерь Неувядаемый Цвет» облачены в царские одежды и венцы.

Издревле в молитвословиях встречается символическое сравнение Пресвятой Богородицы с «неувядаемым, благоуханным цветом». Также наименование Богородицы «Неувядаемый цвет» восходит к канону Иосифа Песнописца. А происхождение иконы «Неувядаемый цвет» связано с Афоном: по склонам Святой горы росли цветы-бессмертники, считавшиеся символом чистоты. Появление этой иконы относят к XVI – XVII векам.

На Русь икона попадает через паломников в XVII – XVIII веках. Один из первых почитаемых списков иконы «Неувядаемый цвет» появляется в Московском Свято-Алексиевском монастыре, стоявшим на месте храма Христа Спасителя в начале XVIII столетия. Вероятно, в это же время или несколько ранее такие же иконы появляются в других храмах Центральной и Южной России. Большинство из них было привезено с Афона. Русские иконописцы обращались к этому образу сравнительно редко.


Поиск


Православный календарь